Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
14.11.2024, 09:05
Творчество не просто хобби, а способ общения
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Своими руками
  • Сшить сумку своими рукам
  • Вязанные тапочки
  • Деревянная, нарочито грубая подставка для iPHone/iPod
  • Кукла Тильда своими руками
  • Детские игрушки руками самих детей
  • Юбка из джинсовых брюк
  • Изготовление домиков из легкой ткани и проволоки
  • Чем занять ребенка от 10 и старше
  • Вязанная одежда для куклы Барби
  • Чем заняться если скучно
  • Модели одежды из бисера
  • Вязанные модели одежды
  • Мебель для кукол
  • Гамак своими руками
  • Создание покрывала в стиле пэчворк
  • Хлебница своими руками
  • Рамочка для фотографий

  • Это интересно и познавательно

    Может заинтересовать
  • Нижнее белье Florange
  • Посуда Tupperware

  • Кулинарные рецепты
  • К ПРАЗДНИЧНОМУ СТОЛУ
  • ГОТОВИМ В БОЛЬШОМ МИКСЕРЕ
  • ГОТОВИМ С TUPPERWARE
  • ГОТОВИМ С TUPPERWARE
  • КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ ОТ КОНСУЛЬТАНТОВ ВСЕГО МИРА
  • МОРОЖЕНОЕ
  • КОНФЕТКИ ИЗ СУХОФРУКТОВ
  • РЕЦЕПТЫ ДЛЯ ТЕРМОСЕРВИРОВАТЕЛЯ
  • РЕЦЕПТЫ ДЛЯ ТЕРМОСЕРВИРОВАТЕЛЯ
  • ТАРТ ШОКОЛАДНЫЙ С ЛЕСНЫМИ ОРЕШКАМИ
  • РЕЦЕПТЫ ДЛЯ СИЛИКОНОВЫХ ФОРМ
  • Форма входа

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Категории раздела
    Мои статьи [13]

    Главная » Статьи » Мои статьи

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    ВВЕДЕНИЕ

    Психологическая теория деятельности была создана в советской психологии и развивается уже на протяжении более 50 лет. Она обязана работам советских психологов: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и многих других. К концу 20-30х годов прошлого столетия закатилось солнце психологии сознания и находились в расцвете новые зарубежные теории - бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и ряд других. Таким образом, советские психологи могли уже учесть позитивные стороны и недостатки каждой из этих теорий.
    Но главное состояло в том, что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма - теорию К.Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку.
    Посредством деятельности у человека складывается совершенно иное отношение к окружающему миру, чем у животных. Животные принимают его таким, каким он есть, приспосабливаясь к его условиям. Их поведение направлено на удовлетворение лишь биологических потребностей, наличием которых обеспечивается состояние жизни организма. Животные генетически "привязаны" к таким программам поведения, которые они используют в течение всей жизни, что, естественно, ограничивает индивидуальную вариативность их поведения. Животные воспринимают окружающий мир в той мере, в какой он имеет для них биологический смысл.
    Люди в отличие от животных не только приспосабливаются к условиям окружающей среды, они идут дальше, куда не ступала нога ни одного животного. Человек идет в мир таких вещей и явлений, которых нет в природе, которые он создал сам. Он идет также в мир социальных институтов и отношений, возникших и существующих только в человеческом обществе.
    Таким образом, человек, во-первых, приспосабливается к окружающему миру, а, во-вторых, изменяет, преобразует его, приспосабливает к удовлетворению своих нужд, потребностей и интересов. И то, и другое он осуществляет посредством деятельности как специфически человеческой форме отношения к окружающему.
    В деятельности человек выражает свои сущностные силы, которые концентрируются в его физических способностях и духовном мире. В актах деятельности он удовлетворяет субъективные потребности и интересы, решает свои проблемы и задачи, реализует проекты, планы и программы, которые разрабатывает, достигает целей, которые ставит перед собой. Тем самым деятельность личности выступает как способ ее самореализации. Деятельность представляет собой такую форму активности человека, которая направлена на изменение и преобразование природного и социального мира.
    Активное отношение к миру человек проявляет не только в деятельности, но и в поведении. Понятия эти близкие по своему содержанию. У них много общего, но есть и различие.

    Глава 1. Психологическая теория поведения и деятельности
    Основные понятия
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. activity; нем. Tätigkeit) — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
    Как показали исследования российских психологов (А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств осуществления.
    Вместе с тем проведенные исследования (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире. В ходе исторического развития изменяются содержание и технические средства деятельности человека, что определяет и формирование его сознания.
    ПОВЕДЕНИЕ (англ. behavior, behaviour) — извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.
    Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.
    Источником поведения являются потребности живого существа. Поведение осуществляется как единство психических — побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.
    Изменение поведения в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности поведения — это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга, но не сводящиеся к ним.
    Поведение человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.
    На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «Поведение» обозначает также действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, например, о высоконравственном, преступном и легкомысленном поведении. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения.

    Глава 2.Психические компоненты поведения и деятельности.

    Поведение и деятельность, направленные на создание и употребление материальных и идеальных продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей, управляется, регулируется и контролируется высшей формой психики - сознанием, которое функционирует на основе сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Для того, чтобы психика могла успешно регулировать и контролировать деятельность и поведение, она должна правильно отражать объекты, на которые направлена активность человека, а также управлять практическими действиями, посредством которых может быть достигнута поставленная цель.
    В каждом виде деятельности соотношение между познавательными процессами может изменяться в соответствии с задачами деятельности и свойствами объектов, на которые она направлена. Ведущими в деятельности являются высшие познавательные процессы - воображение и мышление, посредством которых создается образ будущего объекта, а материалом для его построения является информация, представляемая сенсорными и перцептивными процессами - ощущениями и восприятиями.
    Наряду с познавательными процессами во всех видах деятельности принимают участие такие психические явления как внимание, воля и чувства. Благодаря вниманию человек направляет и сосредотачивает сознание на предметах и явлениях, которые он создает или изменяет в процессе деятельности. Воля дает возможность мобилизовать все внутренние ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению поставленной цели, проявлять усилия, необходимые для осуществления деятельности. Чувства побуждают человека к деятельности, они определяют также и его отношение к процессу деятельности, и к ее результатам. Все эти психические явления представляют собой различные стороны проявления сознания, которое выступает как внутренний план деятельности человека, регулирующий и контролирующий ее осуществление.
    Результаты деятельности зависят от наличия у личности определенных мотивов, способностей, умений, навыков и усилий, которые она проявляет в процессе деятельности.
    Поведение, в отличие от деятельности, регламентируется не нормативными заданиями, а законами, нравственными нормами, обычаями и традициями, существующими в обществе. При этом характер поведения человека зависит от его взглядов, убеждений, психических состояний и психических свойств личности.
    Таким образом, поведение и деятельность не могут осуществляться без внутренних психических явлений, выполняющих побудительную, познавательную и регулятивную функции.
    Поведение и деятельность имеют у человека не врожденный, а приобретенный характер. Для того, чтобы человек мог совершить какую-либо деятельность или поведение, он должен усвоить приемы и способы их осуществления. В результате многократного применения они закрепляются, автоматизируются и воспроизводятся без участия сознания. Такие закрепившиеся автоматизированные приемы и способы выполнения деятельности и поведения, осуществляющиеся без контроля сознания, называются навыками. Навыки являются важнейшими компонентами поведения и деятельности человека. Благодаря им сознание освобождается от функции контроля за выполнением деятельности или поведения и целиком и полностью может быть направлено на достижение поставленной цели.
    Навыки у человека существенным образом отличаются от навыков у животных. Если навыки у животных формируются и осуществляются автоматически, неосознанно, то у человека они возникают и функционируют под контролем сознания и поэтому могут изменяться, совершенствоваться и применяться по желанию человека. Существуют различные виды навыков: двигательные, сенсорные, сенсомоторные, интеллектуальные, поведенческие, гигиенические.
    Кроме навыков в процессе деятельности применяются также умения. Умения представляют собой гибкие системы приемов и способов выполнения деятельности, сформированные в результате применения специально усвоенных знаний и навыков. Так для того, чтобы грамотно писать, человек должен уметь применять не только навыки письма, но и знать и применять правила грамматики и синтаксиса. То же самое относится и к поведению. Для того, чтобы уметь себя вести культурно в обществе, необходимо не только иметь навыки культурного поведения, но и знать и применять моральные нормы, традиции, обычаи, существующие в данном обществе.
    Большое влияние на поведение и деятельность оказывают привычки. Они или способствуют успешному осуществлению деятельности и поведения, или мешают им. Привычками называют закрепившиеся в процессе деятельности и поведения движения, действия, приемы и способы, осуществление которых стало для человека настоятельной потребностью. В силу этого привычки воспроизводятся автоматически и имеют принудительный характер. Привычки могут быть деловыми, поведенческими, гигиеническими и функциональными.
    Виды поведения и деятельности.
    Возникновение и развитие различных видов поведения и деятельности происходят у человека постепенно в течение длительного времени. Первоначально у ребенка после рождения проявляется простейшее импульсивное поведение. При ярком свете или громком звуке ребенок проявляет двигательное беспокойство, поворачивает голову к раздражителю, следит за его передвижением и т.д. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. Ребенок хватает предметы (игрушки), рассматривает их, тянет в рот, манипулирует ими. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое поведение. Он научается сидеть на стульчике, есть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, есть из тарелки, умываться, одеваться, рисовать карандашом и т.д.
    Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуникативное и речевое поведение. Посредством этих видов поведения ребенок общается со взрослыми и своими сверстниками, совершает совместные действия, добивается удовлетворения своих желаний, усваивает информацию об окружающем мире.
    Дети, общаясь со взрослыми, усваивают моральные и нравственные нормы и эталоны поведения и в связи с этим начинают оценивать свои поступки и поступки других людей, руководствуясь понятиями «что такое хорошо, что такое плохо», «что такое добро, что такое зло», «что можно делать, а что нельзя» и т.д. Так уже в дошкольном возрасте начинает проявляться высшая форма взаимодействия субъекта с внешним миром – морально-нравственное поведение.
    На основе усвоенных видов поведения ребенок получает возможность заниматься различными видами деятельности, под влиянием которых происходит его психическое развитие. Основными видами деятельности являются: игра, учение и труд. Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения. В этом заключается коренное отличие игровой деятельности детей от игрового поведения детенышей животных. Игра осуществляется посредством специально изготовленных игрушек, которые являются моделями настоящих вещей. Применяя игрушки в процессе игры, дети приобщаются к миру взрослых, усваивают знания и умения, необходимые для жизни в обществе. Игры бывают простые и сложные, индивидуальные и групповые, предметные и конструкторские, ролевые и сюжетные, подвижные и настольные. Все игры регулируются определенными правилами поведения участников. Чем сложнее игра, чем труднее выполнять правила игры, тем более сложные формы психической и физической активности должны проявляться. По мере усложнения игры все более усложняется двигательная, сенсорная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая и речевая активность ее участников. Особенно большое значение для психического развития в процессе игры имеет речевая деятельность. Обозначая словами предметы и явления внешнего мира, а также свои действия и психические состояния, ребенок начинает осознавать окружающие предметы и свои действия с ними, учится управлять своим поведением в соответствии с правилами игры.
    Таким образом, в процессе игры дети усваивают житейские знания, приобретают практические умения и навыки обращения с вещами, учатся владеть своими физическими и психическими состояниями и управлять своим поведением.
    Более сложным видом деятельности является учение. Им начинают заниматься дети с 6-7 лет, когда их физическое и психическое развитие достигает требуемого для этой деятельности уровня. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений. Оно организуется и регламентируется обществом и осуществляется в специально создаваемых с этой целью учебных заведениях. Эффективность учения зависит от организации и стимулирования познавательной деятельности учащихся в процессе их обучения учителями. Учение может иметь пассивный и активный характер.
    Пассивный характер оно имеет в том случае, если ученик ограничивается запоминанием учебной информации только в том виде, как он получает ее из уст учителя и из текста учебника, что может способствовать только однобокому умственному развитию учащихся, при котором ведущую роль в интеллектуальной деятельности играет память, имеющая часто механический характер.
    Более эффективным является продуктивный способ организации учебной деятельности, при котором ученик не может ограничиться пассивным заучиванием учебного материала, а должен активно добывать нужную для усвоения научных знаний информацию из разных источников. Отсюда процесс познания, осуществляемый учеником в учебной деятельности, должен иметь не только репродуктивный, но и поисковый, творческий характер. Только в этом случае ученик может научиться самостоятельно приобретать новые знания и сознательно применять их в различных видах деятельности и заниматься самообразованием. Такая организация познавательной деятельности в процессе обучения будет способствовать полноценному умственному развитию учащихся и формированию у них высокоценных психических свойств личности.
    Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд. В процессе труда создаются материальные и идеальные продукты, необходимые для жизни общества. Труд обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй - умственным. Каждый вид труда осуществляется посредством различных физических и психических компонентов. Первый вид труда направлен преимущественно на создание материальных продуктов, второй - идеальных.
    Предметно-практический вид труда осуществляется преимущественно на основе сенсомоторной активности, тогда как абстрактно-теоретический - на основе интеллектуальной. Между практической и теоретической деятельностью всегда существует тесная связь. Практическая деятельность опирается на теоретическую, а теоретическая находит свое воплощение в практической. Так, прежде чем изготовить материальный предмет, нужно создать его образ, воплотить его в чертеже, найти нужный материал, спланировать последовательность действий. Кроме того, сам процесс изготовления управляется, регулируется и контролируется сознательной интеллектуальной деятельностью. Поэтому любой вид трудовой деятельности связан с особенностями интеллектуальной деятельности человека. В предметной деятельности этот интеллект имеет нагляднодейственный характер, в теоретической - отвлеченный, абстрактный характер. Имеют место и такие виды труда, которые связаны с функционированием образного интеллекта.
    Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер. Особенно важное значением имеет творческий труд, который является основным условием для неограниченного развития человека и человеческого общества. Таким образом, трудовая деятельность не только требует проявления чисто человеческих психических свойств и качеств, но и формирует их в процессе ее выполнения.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального – важная часть анализа данной проблемы.
    Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В этой книге мы пытались показать, что психика не определяется наследственностью. Ее развитие целиком и полностью обусловлено социальными факторами. С одной стороны, требования организма должны быть удовлетворены, с другой — должны быть выполнены требования человеческого общества. Именно в таком контексте развивается психика, и в этих условиях она растет.
    Исследовав это развитие далее, мы проанализировали способности и возможности восприятия, памяти, чувства и мысли. Наконец, мы рассмотрели черты характера и эмоции. Мы показали, что между всеми этими явлениями существует неразрывная связь; что, с одной стороны, они подчинены правилам коллективной жизни, а с другой стороны — находятся под влиянием стремления индивидуума к власти над другими и к самоутверждению. Эти две силы вырабатывают психику индивидуума, и картина их взаимодействия в каждом конкретном случае специфична, индивидуальна и уникальна. Мы показали, что цель самоутверждения, видоизмененная социальным чувством (в зависимости от степени его развития), формирует специфические черты характера. Подобные черты ни в коей мере нельзя считать наследственными: они развиваются таким образом, чтобы уложиться в картину психологического развития личности и повести кратчайшим путем к цели, которая всегда, хотя и с разной степенью осознанности, существует у каждого.
    Ряд этих черт характера и чувств, являющихся важными для понимания человека индикаторами, мы рассмотрели в подробностях, в то время как описание других было опущено. Мы показали, что честолюбие и тщеславие в той или иной степени присущи любому человеческому существу в зависимости от его индивидуального метода борьбы за власть над другими. В том, как они выражаются, мы можем ясно различить борьбу индивидуума за самоутверждение и наблюдать, как она ведется в конкретном случае. Мы также показали, как преувеличенные амбиции и тщеславие мешают упорядоченному развитию личности: рост социального чувства либо заторможен, либо невозможен вообще. Из-за раздражающего действия этих двух черт не только замедляется эволюция социального чувства, но властолюбивый индивидуум идет навстречу собственной гибели.
    Этот закон психологического развития представляется нам непреложным. Он является важнейшим ориентиром для любого человеческого существа, которое желает определять свою судьбу сознательно и открыто, а не отдавать себя на растерзание темным и таинственным психологическим силам. Наше исследование принимает форму экспериментов в области науки о природе человека, науки, которую невозможно изучать или развивать по-другому. Как нам представляется, понимание природы человека необходимо любому, и изучение этой науки — самая важная область деятельности человеческого ума.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., Издательство «Просвеще¬ние», 1967, -103с.
    2. Выготский Л. С., Лурия А. Р, Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
    3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. — М., ЧеРо,1996.-336с.
    4.Запорожец А.В. Психология действия. — М., Издательство: "МПСИ"
    2000,-736с.
    5.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Академия педагогических наук СССР. Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. -М. Педагогика. 1986г. 316с.+ 296с.
    6.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия Мастера психологии. -/Издатечьство "Питер", 2000, -502с.
    7.Кикнадзе Д. А. Система факторов действия и развития личности.— Тбилиси, 1982.— 227 с.
    8.Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2.—М.: Педагогика, 1983.—320 с.
    9.Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь: Интернет: http://www.koob.mhost.ru/books/bolshoy_psihologicheskiy_slovar.rar.
    10.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
    11.Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.
    12.Рубинштейн С Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. —СПб: Издательство "Питер", 2000 ,- 584с.
    13.Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов Х91 пед. нн-тов/Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петров¬ского.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987.— 447 с.
    14.Фам Мин Хак "Поведение и деятельность" 1-е изд.-М.: Издательство "Смысл", 2003, -175 с.
    15.Шадриков В.Д.Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996, -320с.

    Категория: Мои статьи | Добавил: nadi-na (19.04.2011)
    Просмотров: 5415 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Яндекс.Метрика
    Система авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz