Социальная дезадаптация подростков.
В последнее время все чаще встает вопрос о, так
называемой, социально-дезадаптированной молодежи. Существует мнение, что в
последние годы число их резко увеличилось. Причину этого видят, прежде всего,
во внешних факторах – просмотр подряд всех телепередач, неустойчивое
экономическое положение в стране, кризис семьи и многое другое. Не отрицая этих
факторов, все же считаем, что основную причину зла следует искать в психическом
развитии современных детей.
Ни для кого не секрет, что нынешние дети не похожи на
своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимые и менее
управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфантильные,
они умеют красиво говорить, и мало, что умеют делать руками, они могут часами
неподвижно сидеть у телевизора или компьютера
и не могут интересно играть в ролевые игры.
Мы чаще всего не придаем большого значения этим
изменениям и уж никак не соотносим их с возросшим количеством дезадаптированных
детей. Однако именно они чаще всего и являются первопричиной, основой для
появления различных отклонений в поведении подростков.
Американские практические психологи, работающие в
рамках психологической службы, пришли к выводу, что снятие негативных
проявлений в поведении ребенка, прежде всего, связано с воздействием на него.
Можно убрать все внешние помехи – не разрешать смотреть телевизор, сменить
школу или класс, переехать в другой район, но
через некоторое время трудности
появятся снова – ребенок начнет конфликтовать с другими учителями, убегать из
школы или дома и т.п. Поэтому необходимо изменить самого подростка, сделать его
неуязвимым, научить справляться с различными трудностями.
Если проанализировать обстоятельства жизни современных
детей, то можно убедиться, что они похожи. Однако одни легко их проживают, а
для других становятся камнем преткновения. Это говорит о том, что дело не в
обстоятельствах, а в самом ребенке. Можно предположить, что молодые люди с
негативными проявлениями имеют неправильное, искаженное психическое развитие и
нормализация его приведет к исчезновению трудностей в поведении.
Таким образом, необходимо, во-первых, определить
условия полноценного психического развития в каждом возрасте, во-вторых,
определить, в чем специфика развития детей с трудностями в поведении, и,
в-третьих, разработать специальные меры , направленные на нормализацию
психического развития социально-дезадаптированных школьников.
Согласно возрастной периодизации, специфика каждого
возрастного периода и условия полноценного психического развития в чем-то
связаны с возрастными новообразованием. Подростковый и юношеский возраст – это
период стремительного развития и быстрых изменений личности. Состояние, в
котором находится старшеклассник в это время, психологи называют «стрессом
развития». Перед учащимися стоят несколько серьёзнейших задач развития:
построения новых отношений с окружающими, определение своего места в окружающем мире, свою значимость в нем,
найти смысл жизни, цель своего существования, выбрать область будущих
профессиональных интересов. Вопросы эти по плечу не каждому взрослому, а уж что
говорить о подростке! Многие из ребят не находят ответы на эти вопросы. «Причем
никто из взрослых (или практически никто) не может помочь им в этом. И
большинство подростковых суицидов происходят потому, что однажды юноша (или
девушка) приходит к выводу: «Я ни зачем и никому не нужен»»./ журнал
Воспитание школьников №4, 2003 стр.56. Статья М.Каргина «Проблема социализации
подростка»
Для этого периода характерны частые стрессы, связанные
с интенсификацией учебного процесса (учебный стресс), с переходом на новые
формы обучения, с длительностью учебной недели; экзаменами, сдачей ЕГЭ,
профессиональным самоопределением, а так же проблемы в отношениях со
сверстниками и родителями. Часто не осознающими особенности психического и
физического состояния повзрослевших детей. Стресс в их среде порождает
неуверенность в будущем. Старшеклассники в состоянии стрессовой ситуации
отличаются повышенным уровнем ситуационной тревожности конфликтности отношений,
наличием переживаний. Связанных с травмирующей ситуацией. Способы, которыми
пользуются старшеклассники в целях снижения эмоционального напряжения и выхода
из стрессовой ситуации, известны: чаще всего это – агрессивное поведение,
алкоголь, наркотики, суицидальное поведение. Иногда, чтобы преодолеть стресс,
современные юноши и девушки стремятся любой ценой стать объектом всеобщего
внимания.
«Можно утверждать, что на данном этапе развития
общества одной из причин, порождающих такие проблемы в молодежной среде,
является бедность эмоциональной жизни молодых людей. Отсутствие положительных
эмоций переживаний приводит к стрессам, угнетенному со стоянию, озлоблению, что
в итоге может быть причиной совершения аморальных и противоправных поступков». /журнал
Воспитание школьников №8, 2003г. Е. Чайка «Психолого-педагогическая поддержка
старшеклассников в стрессовой ситуации».
Психогенно обусловленные депрессивные состояние у
подростков могут быть причиной, а в определенных случаях и следствием
социальной дезадаптации.
|